Защита деловой репутации
Защита репутации бизнеса – специализация юристов LEGAL LEX, имеющих богатый опыт успешного разрешения данных споров.
Деловая репутация – это общественное мнение, сложившееся о компании и её деятельности в профессиональной среде – на рынке, среди клиентов, контрагентов, конкурентов и т.д.
Репутация характеризует деловые качества и надежность компании, степень доверия к ней, её восприятие третьими лицами, а потому напрямую влияет на прибыль и успешное ведение бизнеса.
Умаление деловой репутации снижает мотивацию приобретать товары и услуги компании, влечет убытки и ухудшает финансовые показатели. Поэтому каждое юридическое лицо и ИП имеют право на защиту деловой репутации.
Споры о защите деловой репутации отнесены к делам особой сложности в связи с трудоемкостью и юридической сложностью их рассмотрения (п. 14 Информационного письма ВАС РФ № 157 от 01.07.2014г.).
Порочащими являются, в частности, утверждения о незаконном, нечестном, неэтичном или недобросовестном поведении, нарушении обязательств, обычаев оборота, умаляющие репутацию компании (её работников, руководства), либо дискредитирующие товары или услуги компании.
Распространением порочащих сведений являются:
- публикация в СМИ, в печатных изданиях, в сети Интернет;
- сообщение в теле-радио трансляциях, программах, фильмах;
- публичные выступления, заявления в любой форме.
Обращения в органы власти и местного самоуправления, направляемые для рассмотрения в рамках их компетенции, а также официальные документы госорганов, не являются диффамацией.
Дела о защите репутации в предпринимательской и экономической сфере рассматривают арбитражные суды. Истцами выступают организации (реже руководители, учредители) и ИП. Ответчиками по искам являются СМИ, авторы, распространители и первоисточники порочащей информации.
Срок исковой давности для данных споров не установлен, кроме отдельных исков к СМИ, которые могут быть поданы в течение 1 года. Претензионный порядок законом не предусмотрен, но иногда его применение необходимо и оправдано.
Недостоверными являются утверждения о фактах (событиях), не имевших места в реальности. Достоверность сведений влечет отказ в иске о защите репутации.
Защита деловой репутации возможна в досудебном порядке, путем обращения в суд, антимонопольные органы (при недобросовестной конкуренции).
Способы восстановления репутации:
- публикация ответчиком опровержения или ответа истца в том же источнике;
- удаление информации в сети Интернет, запрет её распространения;
- замена или отзыв документа, содержащего спорные сведения;
- взыскание убытков (репутационного ущерба);
- признание распространенной информации недостоверной;
- изъятие из оборота материальных носителей с ложной информацией.
В суде истец обязан доказать – факт распространения ответчиком сведений об истце и их порочащий характер, а ответчик – достоверность сведений. В то же время, далеко не любые, на первый взгляд порочащие сведения, могут оспариваться в суде.
Оспорить можно лишь высказывание в форме утверждения о факте (фактологическое суждение), которое можно верифицировать, т.е. проверить на соответствие действительности.
Сведения, изложенные в форме оценочных суждений (например, мнения, предположения, убеждения, оценки), носят субъективный характер, поэтому не подлежат верификации и не являются предметом судебной защиты.
Проверьте сведения на возможность верификации, вопросительную форму изложения, наличие маркеров оценочных суждений: «считаю», «по моему мнению», «предположу», «возможно», «не исключено» и т.п.
Ведение дел о защите деловой репутации включает:
- анализ оспариваемых сведений, консультации, оценку перспектив дела;
- участие в досудебном урегулировании, переговорах;
- подготовку текстов опровержений, ответов, требований и иных документов;
- подготовку исковых заявлений (отзывов, ходатайств) процессуальных документов;
- обеспечение доказательств, привлечение опытных судебных экспертов;
- представление интересов в суде.
В практической деятельности судов наибольшие сложности вызывают разграничение оценочных и фактологических суждений, проверка информации на соответствие действительности. Для разрешения этих вопросов часто проводится судебная экспертиза.
Юрист должен тщательно изучить содержание и контекст спорных сведений, проанализировать логико-лингвистическую конструкцию оспариваемых фрагментов, негативный характер, коннотацию и форму их изложения.
Защита репутации в интернете требует своевременных фиксации и оформления доказательств, получения информации об ответчике.
Обращайтесь к профессионалам и помните, что проигранный суд причинит еще больший ущерб деловой репутации!
Юристы LEGAL LEX специализируются на защите деловой репутации, помогут опровергнуть порочащие сведения, взыскать убытки и репутационный ущерб. При необходимости мы обеспечим защиту чести, достоинства и деловой репутации гражданина.
В ряде случаев, мы поможем привлечь распространителей негативных сведений к уголовной (ст. 128.1 УК РФ) или административной (ст. 5.61 КоАП РФ) ответственности.
Основные нормативные правовые акты:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 152);
- Закон № 2124-1 от 27.12.1991г. «О средствах массовой информации» (ст. 43 – 45);
- ФЗ № 135-ФЗ от 27.06.2006 «О защите конкуренции» (ст. 14.1);
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;
- Постановление Пленума ВС РФ от 24.02.2005г. № 3;
- Обзор практики ВС РФ от 16.03.2016г.;
- Обзор практики ВС РФ № 1 (2017) от 16.02.2017г.
Стоимость защиты репутации организации в арбитражном суде – от 80 000 руб., является приблизительной и зависит от обстоятельств конкретного дела.
При принятии решения в пользу клиента взыскиваются стоимость юридической помощи, госпошлины, расходы на поредение экспертизы, другие судебные издержки.
Подробную информацию можно получить по телефону 8 (495) 908-80-50 или по e-mail: info@legallex.ru